СОХРАНЯЕТСЯ ТЕМП РОСТА ОБЪЕМОВ ЭКСПОРТА ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ

photo_2017-01-23_09-02-51

В Стратегии действий по дальнейшему развитию страны и Государственной программе по ее реализации в Год диалога с народом и интересов человека четко определены задачи по организации производства и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, экспорту свежей и переработанной плодоовощной продукции.

На сегодняшний день отечественные фрукты и овощи в свежем и переработанном виде поставляются в более чем 50 стран мира.

В целях осуществления экспорта плодоовощной продукции, производимой в республике АО «Узагроэкспорт» принимает участие во всевозможных международных выставках и ярмарках, проводимых за рубежом.

О результатах проводимой работы по установлению сотрудничества, организации экспорта отечественной плодоовощной продукции можно судить и по результатам прошедшей в Берлине (Германия) международной ярмарки «Зеленая неделя-2017». Агропромышленный потенциал нашей республики на этой престижной международной ярмарке представили внешнеторговые компании, а также фермерские хозяйства из разных регионов нашей страны, экспонировав широкий ассортимент свежих фруктов, овощей и бахчевых, сухофруктов, специй и приправ, переработанных плодоовощных культур и др.

В ходе данного мероприятия заключены контракты на поставку продовольствия из Узбекистана на 151,2 млн. долл. с компаниями Германии, Великобритании, Латвии, Южной Кореи, Индии, Китая, ОАЭ и Турции.

В ходе международной выставки «ПродЭкспо-2017» в Москве, были достигнуты договоренности на поставку плодоовощной продукции из Узбекистана на новые рынки, в частности, Монголии и Вьетнама.

Теперь в эти страны будут поставлять свежие и сушеные фрукты, овощи и бобовые культуры. В рамках этой выставки состоялись встречи с представителями «Honkong Line Trading CO LTD» из Китая, ТОО «Метро Кэш Энд Керри» из Казахстана, белорусским ООО «Евроторг», российскими АО «Челны-хлеб», ООО «СПАР Тула», монгольским «Happy Fruits» и другими. По итогам этих мероприятий заключены экспортные соглашения на поставку свежей и переработанной плодоовощной продукции на 74 млн. долл.

Следует отметить, что в рамках государственного визита, в ходе переговоров, в Москве 5 апреля т.г. Президента России В. Путина и Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева, было особо отмечено о высоком уровне торговых оборотов между Россией и Узбекистаном. Президент России отметил, «Особенно это касается промышленности, сельского хозяйства! Сельское хозяйство выросло более чем в два раза! Поставки узбекских товаров на российский рынок выросли более чем в два раза!»

В частности, во исполнения обязательств, предусмотренных в экспортных контрактах, заключенных во время I Международной плодоовощной ярмарки, прошедшей в 2016 году в Ташкенте, а также выставок и ярмарок, проведенных в Берлине (Германия), Москве (РФ), Киеве (Украина) и Астане (Казахстан) в первом квартале 2017 года АО «Узагроэкспорт» осуществлен экспорт плодоовощной продукции в объеме 101,8 тыс. тонн, что показывает рост объёмном – на 6,7 тыс. тонн или 107% (2016г. – 95,1 тыс. тн.) выражении относительно аналогичного периода 2016 г.

При этом, относительно холодные погодные условия, в феврале-марте 2017 года сравнительно аналогичного периода прошлого года, негативно отразились на возможностях экспорта свежих овощей. Так, сравнение температур показывает, что в феврале 2016 года средняя температура составила 9,52 °С, в марте 14,15 °С, а в феврале текущего года 4,46 °С, в марте 9,19 °С.

В течение январь-марта т.г. по экспортным контрактам обеспечено поступление валютных средств в размере 129,3 млн. долл. США. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (72,2 млн. долл.) наблюдается рост данного показателя на 57,1 млн. долл. или 179%, что свидетельствует об оперативном взаимодействии с банками. Кроме того, в целях создания благоприятных условий для производителей агропромышленной продукции и населения, финансовой поддержки организаций-экспортеров, предоставления им широкого спектра банковско-финансовых услуг и развитие потенциала экспорта плодоовощной продукции было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2740 от 24 января 2017 года «Об образовании Акционерного коммерческого банка «Узагроэкспортбанк».

Вместе с тем, со стороны АО «Узагроэкспорт» по состоянию на 1 апреля т.г. осуществлена обязательная продажа валютной выручки в размере 10,7 млн. долл., что на 5 млн. долл. или 187,7% больше чем за аналогичный период 2016 г. (5,7 млн. долл.), несмотря на уменьшение ставки обязательной продажи валютной выручки с 50% в прошлом году до 25% в текущем, что при сопоставлении сравнительных параметров показывает рост более чем в 3,7 раз.

При этом, на основе объективной и прозрачной системы ценообразования, формирующегося согласно рыночным механизмам спроса и предложения, а также системному изучение конъюнктуры рынков, средняя цена экспортированной АО «Узагроэкспорт» продукции за I квартал т.г. составила 785,1 долл. США за тонну, что на 127,1 долл. выше чем за аналогичный период 2016г. (658 долл.США).

Наблюдается рост объема экспорта и по отдельным видам плодоовощной продукции. В том числе, по состоянию на 1 апреля т.г. экспорт винограда вырос в 21 раз, (2017г. – 2,6 тыс. тн, 2016г. – 0,1 тыс. тн.), фрукты в 3 раза (2017г. – 6,4 тыс. тн, 2016г. – 1,9 тыс. тн.).

Такому росту показателей экспорта плодоовощной продукции в зимний период послужила реализация мер по укреплению и развитию материально-технической базы хранения плодоовощной продукции на период 2016-2020 годы, в рамках которого создаются новые холодильные камеры для хранения плодоовощной продукции на местах. В частности, за I квартал осуществлена отгрузка 2 839 тонн граната (рост 305,8% по сравнению с объемами аналогичного периода 2016 г.), 1590 тонн лимона (рост 234,8%), 595 тонн яблок (рост 616,7%) и др.

Кроме того, с начала года экспортировано 21,1 тыс тн. зеленого маша на общую сумму 13 млн. долл. США, при этом рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 320%.

Необходимо отметить, что по таким товарным позициям как маш, помидоры отсутствовала возможность исполнения требований экспортных контрактов, так как не было соответствующей качественной продукции в необходимом объеме.

Благодаря Указу Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» растёт и количество предприятий-экспортеров республики. В частности, их число в 2015 г. составляло – 147, а в 2016 г. количество экспортеров выросло в более чем 2 раза и составило – 298. В I квартале т.г. в экспортную деятельность привлечены 14 новых предприятий. Также положительно влияет обеспечение полного и свободного доступа, (без ограничения перечня экспортеров какими-либо нормативными документами) всем субъектам предпринимательства к экспорту плодоовощной продукции.

Следует отметить, что формирование экспортных цен осуществляется на основании Распоряжения Президента Республики Узбекистан Р-4720 от 30 сентября 2016 года, согласно установленного порядка, учитывающего достигнутые договоренности между поставщиками и покупателями, сложившуюся конъюнктуру цен на внешних рынках сбыта, заключения маркетинговых исследований международных консалтинговых компаний, аккредитованных Агенством Узстандарт. Кроме того, в соответствии с вышеуказанным распоряжением, в настоящее время на базе официального сайта Дирекции Международной плодоовощной ярмарки функционирует электронная платформа Trade.agrofair.uz, куда в интерактивном режиме вносятся запросы и предложения местных и зарубежных участников электронных торгов, что также влияет на формирование экспортных цен плодоовощной продукции.

Данный механизм обеспечивает свободный доступ участникам электронных торгов, является абсолютно прозрачным и в полной мере обеспечивает объективность формирования ценообразования.

В целом, в рамках реализации приоритетных задач, Правительством Узбекистана принимаются меры по увеличению объемов и расширению номенклатуры поставок на экспорт свежей и переработанной плодоовощной продукции, освоению новых рынков ее сбыта.