ОБ ЭКСПОРТЕ СВЕЖЕЙ И ПЕРЕРАБОТАННОЙ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ В 2016 ГОДУ

516

В рамках реализации приоритетных задач, Правительством Узбекистана принимаются меры по увеличению объемов и расширению номенклатуры поставок на экспорт свежей и переработанной плодоовощной продукции, освоению новых рынков ее сбыта.

В течение 2016 года руководством страны было принято более десяти нормативно-правовых актов, направленных на увеличение объемов экспорта плодоовощной продукции, создание благоприятных условий для экспортеров.

В частности, Постановление принятое 19 сентября 2016 года о снижении ставки обязательной продажи валютной выручки с 50 до 25% придало еще один дополнительный импульс наращиванию объемов экспорта плодоовощной продукции.

Необходимо отметить, что оказанная государством правовая поддержка сферы экспорта плодоовощного сектора положительно повлияла на рост отгрузок.

По итогам 2016 года предприятиями республики осуществлен экспорт плодоовощной продукции в объеме 818,5 тыс.т (на 38,3% больше), в том числе, овощей – 242,1 тыс.т (удельная доля в общем объеме экспорта 29,6%), плодов – 229,6 тыс.т (28%), бахчевых – 6,8 тыс.т (0,8%), винограда – 96,2 тыс.т (11,7%), бобовых – 120,2 тыс.т (14,7%) и сушеной продукции – 124,5 тыс.т (15,2%).

Экспортировано 65 видов плодоовощной продукции. При этом, основные объёмы экспорта, в стоимостном выражении, приходятся на такие позиции, как черешня свежая (14,4%), виноград сушеный (12,8%), абрикосы свежие (7,63%), виноград свежий (7,57%), маш (6,91%), помидоры свежие (6,86%), фасоль (6,51%), зелень свежая (5,65%), персики (нектарин) свежие (4,11%) и хурма свежая (3,96%).

Экспорт плодоовощной продукции осуществлялся в 43 страны мира, при этом география экспорта пополнилась 9 новыми странами, в том числе: в Испанию и Италию впервые поставлены каперсы консервированные, в Ливан – грецкие орехи, Вьетнам – виноград сушеный, Бельгию – овощи сушеные, Швейцарию – виноград и дыни свежие, Голландию – абрикосы сушеные, Израиль – виноград сушеный, Чехия – виноград и фрукты сушеные.

В суммарном мировом объеме экспорта Узбекистан занимает 48-е место в списке стран крупнейших экспортеров.

В целях широкого информирования зарубежных перерабатывающих и торговых компаний об огромном, уникальном по своим потребительским свойствам потенциале производимых в Узбекистане экологически чистых свежих овощей, плодов, винограда и бахчевых культур, а также готовой качественной продукции их промышленной переработки по инициативе руководства страны организованы и проведены в июле и ноябре 2016 года Внеочередная и I Международные плодоовощные ярмарки.

В работе I Международной плодоовощной ярмарки приняли участие более 300 представителей министерств, ведомств, организаций и компаний торговой, логистической и сельскохозяйственной сферы из 33 стран.

В ходе Международных плодоовощных ярмарок, организованы деловые встречи с представителями зарубежных компаний и партнерами. В частности, заключены контракты на поставку свежей и переработанной плодоовощной продукции с российскими ретейл компаниями как АО «Тандер» и «X5 Retail Group».

По итогам I Международной плодоовощной ярмарки было заключено экспортных контрактов на сумму 1 009 млн. долл. США на отгрузку 1 421 тысяч тонн продукции.

Формирование экспортных цен осуществляется на основании Распоряжения Президента Республики Узбекистан Р-4720 от 30 сентября 2016 года, согласно установленного порядка, учитывающего достигнутые договоренности между поставщиками и покупателями, сложившуюся конъюнктуру цен на внешних рынках сбыта, заключения маркетинговых исследований международных консалтинговых компаний, аккредитованных Агенством Узстандарт.

По итогам проведенной в текущем году работы, в России и Казахстане, со стороны АО «Узагроэкспорт» открыты 5 торговых домов совместно с крупными оптовыми компаниями в Российской Федерации и два – в Республике Казахстан.
В адрес этих торговых домов отгружено 4,2 тысяч тонн продукции на сумму 2,7 млн. долларов США.

Кроме того, в ходе I Международной плодоовощной ярмарки подписано Соглашение о создании торгового дома в г. Новосибирске, с целью организации поставок плодоовощной продукции в Сибирский федеральный округ (в него входит 12 субъектов РФ с общим населением более 19,0 млн.чел.).

Наряду с этим, с целью расширения географии экспорта, завершаются работы по открытию торговых домов в Индии, Германии, Польше, Латвии, ОАЭ и Республике Беларусь. До конца 2017 года торговые дома в этих странах будут зарегистрированы и приступят к своей операционной деятельности.

Вместе с тем, прорабатывается вопрос открытия совместных торговых домов в Кувейте, Омане, Японии и Кореи, что также позволит диверсифицировать рынки сбыта. На этих рынках повышенным спросом пользуется такая наша продукция, как свежая черешня, дыни, гранаты, абрикосы, фасоль, грецкий орех, арахис, сушеные фрукты и бобовые.

В частности, был проработан вопрос поставки бобовых, в том числе, маша на новые рынки сбыта, в результате чего заключены контракты на поставку маша в Индию. В IV квартале 2016 года в адрес индийских компаний отгружена пилотная партия в объеме 1 717,8 тонн на сумму 1 167,28 тыс. долл.

Вместе с тем, в целях доведения до иностранных партнеров сведений о потенциале Узбекистана в области плодоовощеводства, увеличения объемов экспорта свежей и переработанной сельхозпродукции представители плодоовощной сферы страны регулярно посещают профильные зарубежные ярмарки и выставки. В частности, при содействии Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства принято участие на международной выставке «WorldFood Moscow – 2016», проведенной в сентябре 2016 года в г. Москве. В ходе переговоров во время выставки обсуждены вопросы организации систематических поставок отечественной продукции на рынки России, Белоруссии и Украины. По итогам переговоров подписаны экспортные контракты и рамочные соглашения на поставку широкого ассортимента свежей плодоовощной продукции на общую сумму 114 млн. долл. США.

Экспорт плодоовощной продукции на 2017 год прогнозируется в объеме 1,27 млн. тонн. На сегодняшний день АО «Узагроэкспорт» имеет твердые контракты, обеспечивающие в полном объеме экспорт продукции, предусмотренной к отгрузке в 2017 году.

В целом, масштабная работа в направлении увеличения объемов экспорта продолжится и в текущем году. С учетом того, что руководством страны предпринимаются конкретные меры по увеличению производства плодоовощной продукции, их реализация позволит обеспечить дальнейший рост экспорта свежей и переработанной плодоовощной продукции.

05.01.2017